Организатором и первым руководителем Национального научно – практического центра коррекционной педагогики (ННПЦ КП) была доктор педагогических наук, профессор Роза Айтжановна Сулейменова. Она руководила нашим центром с 1992- 2007 г.

В настоящее время Сулейменова Р.А. занимает должность главного эксперта научно – исследовательской работы центра. Под руководством Сулейменовой Р.А. работает команда специалистов, которые занимаются научными исследованиями в области специальной педагогики, внедрением результатов научных исследований в практическую работу, разработкой учебно – методических материалов, проведением различных семинаров и др.
А теперь немного истории о создании ННПЦ КП.
Идея о создании в системе специального образования принципиально нового типа организации реабилитационного центра, где могли бы получать помощь дети с любыми нарушениями, отставанием и проблемами в развитии, являлась настойчивым требованием времени.
Исторически сложилась так, что в Казахстане не было ни научно-исследовательской лаборатории, ни, тем более, института, занимающегося проблемами специального образования. Все это побудило Розу Айтжановну к созданию в Республике Центра, который занимался бы вопросами методического, правового и информационного обеспечения специального образования.
Было принято постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 31.03.1992 г. № 305 «Об организации центра социальной адаптации и профессионально-трудовой реабилитации детей и подростков с дефектами умственного и физического развития». В соответствии с ним был издан Приказ Министерства образования Республики Казахстан от 30.04.1992 г. №200 «О создании Республиканского научно-практического центра социальной адаптации и профессионально-трудовой реабилитации детей и подростков с дефектами умственного и физического развития» (РНПЦ САТР).
В 2004 году этот центр получил статус национального и был переименован в Национальный научно-практический центр коррекционной педагогики (ННПЦ КП).
Идея создания Центра САТР как учреждения нового типа совпала с необходимостью и возможностью реформирования системы образования в Казахстане.
Однако реализация постановления и приказа об открытии РНПЦ САТР была сопряжена с неимоверными трудностями, связанными с непониманием его целей, задач как самими практическими работниками, так и чиновниками.
Главная трудность заключалась в отсутствии какой-либо нормативно-правовой базы для его финансирования. Центр не вписывался ни в какую категорию существующих организаций и учреждений. Помимо этого, у него не было ни помещения, ни сотрудников, ни оборудования. Центр САТР начинался на квартире Сулейменовой Р.А., потом были хождения по кабинетам Государственного комитета по государственному имуществу с ходатайством о выделении здания, далее семимесячная борьба за реализацию этого постановления.
Большие проблемы при организации Центра были связаны с разработкой концепции его развития, определением задач содержания, структуры его организационных форм. Все это менялось, перестраивалось в результате собственной практической деятельности, теоретического анализа зарубежного опыта и тенденций развития помощи детям с проблемами в развитии. Трудности были также с поисками единомышленников, созданием команды и подготовкой кадров.
Для реализации задач, стоявших перед Центром, его деятельность стала проводиться по двум направлениям — практической и научно-исследовательской.
Первыми направлениями было создание структур, служб, являющихся составными звеньями моделируемой системы ранней коррекционно-педагогической поддержки.
Вторым направлением стала разработка научно-методических основ этой системы, ее организационное и технологическое обеспечение.
Под руководством Сулейменовой Р.А. проводилось моделирование системы ранней коррекционно-педагогической помощи. Помимо этого, организовывались, разрабатывались и внедрялись модели новых служб, которые в дальнейшем стали существовать как самостоятельные типы новых организаций специального образования: это — психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК), реабилитационные центры, кабинеты психолого-педагогической коррекции, лекотека. Все эти новые типы организаций вошли в Закон « О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», разработанный по инициативе и под руководством Сулейменовой Р.А. и принятый в 2002 году.
В настоящее время в Казахстане открыто: 57 ПМПК, 17 РЦ, 124 кабинетов психолого – педагогической коррекции (КППК), 402 логопедических пункта.
По итогам научно-практической работы, направленной на создание новых типов организаций, под руководством Сулейменовой Р.А. были защищены 6 кандидатских и 1 докторская диссертации.
В 1999 году под руководством Сулейменовой Р.А. начал проводиться проект в рамках программ ЮНЕСКО «Включение детей со специальными нуждами в образовательный процесс» (inclusive education). Суть проекта – обеспечение равного доступа к образованию детям с ограниченными возможностями. Благодаря этому проекту в Казахстане впервые появилось понятие и термин «инклюзивное образование».
В настоящее время под руководством Сулейменовой Р.А. проводится научно-исследовательская работа по изучению зарубежного опыта и разработке нормативно-правовой базы инклюзивного образования. Благодаря Р.А. Сулейменовой начался систематический выпуск учебников и учебно-методической литературы для специальных школ и дошкольных организаций. Для продолжения целенаправленной и комплексной работы в этом направлении в Национальном центре создан отдел информационно-методического обеспечения специального образования. По государственной программе на сегодняшний день издано-296 наименований учебно- методических пособий и УМК для специальных школ, 111 учебных программ для специальных организаций образования
Под руководством Сулейменовой Р.А. стали разрабатываться проблемы социальной работы, в частности вопросы развития социальных услуг для детей с ограниченными возможностями и их семей. Данная проблема является абсолютно новой для Казахстана, и решение этих вопросов было невозможно без помощи международных экспертов.
Сулейменова Р.А. стала инициатором и автором проекта «Развитие инновационных социальных услуг детям с ограниченными возможностями и их семей в Республике Казахстан», который был поддержан VSO (Всемирной волонтерской организацией) и Европейской комиссией в рамках программы TACIS-IВРР (2005-2007 годы).
Сулейменова Р.А. является автором 114 трудов, в том числе 6 монографий, 2 учебников, 2 учебно-методических комплексов (УМК), 17 методических пособий.


Добавить комментарий

Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+7



Страница обновлена: 21 августа 2016
Просмотров: 5 235