Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области здравоохранения и определяет правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности системы здравоохранения Республики Казахстан в целях реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и обеспечения гарантий их соблюдения.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) аккредитация — процедура признания особого статуса и правомочий физических и юридических лиц для осуществления медицинской и фармацевтической деятельности, а также для проведения независимой экспертной оценки деятельности субъектов здравоохранения в соответствии с установленными стандартами аккредитации;

2) военно-медицинская служба — совокупность военно-медицинских подразделений, частей и учреждений, в которых законом предусмотрена воинская или специальная служба, предназначенная для медицинского обеспечения деятельности этих органов;

3) профильный специалист — медицинский работник с высшим медицинским образованием, имеющий сертификат по определенной специальности клинического профиля;

4) врачебная деятельность — профессиональная деятельность физических или юридических лиц, направленная на охрану здоровья граждан, осуществляемая специалистами с высшим медицинским образованием, имеющими соответствующий сертификат;

5) здравоохранение — совокупность медицинских, социально-экономических, политических и иных мер, направленных на охрану здоровья граждан;

6) система здравоохранения — совокупность государственных органов и субъектов здравоохранения, деятельность которых направлена на обеспечение прав граждан на охрану здоровья и получение медицинской помощи;

7) уполномоченный орган в области здравоохранения — центральный исполнительный орган, осуществляющий государственное регулирование в области охраны здоровья граждан, медицинской и фармацевтической науки, медицинского и фармацевтического образования, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обращения лекарственных средств, контроля за качеством медицинских услуг;

8) субъекты здравоохранения — организации здравоохранения и физические лица, занимающиеся частной медицинской практикой;

9) органы управления здравоохранением — уполномоченный орган в области здравоохранения, местные органы государственного управления здравоохранением области (города республиканского значения, столицы), органы медицинских служб Республики Казахстан;

10) организация здравоохранения — юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области здравоохранения;

10-1) стандарт здравоохранения — документ, регламентирующий организацию и осуществление медицинской и врачебной деятельности;

11) диагностика — комплекс медицинских услуг, направленных на установление диагноза заболевания;

12) лечение — комплекс медицинских услуг, направленных на устранение и (или) приостановление заболевания, а также предупреждение его прогрессирования;

13) медицинская реабилитация — комплекс медицинских услуг, направленных на сохранение, частичное или полное восстановление нарушенных и (или) утраченных функций организма;

14) медицинская помощь — комплекс медицинских услуг, направленных на сохранение и восстановление здоровья населения;

15) качество медицинской помощи — мера соответствия оказываемой медицинской помощи стандартам, утвержденным уполномоченным органом в области здравоохранения и установленным на основе современного уровня развития медицинской науки и технологий;

16) медицинская деятельность — профессиональная деятельность физических лиц, получивших высшее или послесреднее медицинское образование, а также юридических лиц, направленная на охрану здоровья граждан;

17) медицинские услуги — действия медицинских работников, имеющих профилактическую, диагностическую, лечебную или реабилитационную направленность по отношению к конкретному человеку;

18) государственный орган по контролю в сфере оказания медицинских услуг — определяемый Правительством Республики Казахстан государственный орган с его территориальными подразделениями, осуществляющий в пределах компетенции уполномоченного органа в области здравоохранения исполнительные, контрольные и надзорные функции, а также руководство по качеству медицинских услуг;

19) государственный контроль в сфере оказания медицинских услуг — проверка, проводимая государственным органом по контролю в сфере оказания медицинских услуг, субъектов здравоохранения независимо от ведомственной принадлежности по исполнению ими нормативных правовых и правовых актов в области здравоохранения;

20) медицинская экспертиза — совокупность организационных, аналитических и практических мероприятий, направленных на установление уровня, качества и степени состояния различных сфер деятельности в здравоохранении;

21) медицинские организации — организации здравоохранения, основной деятельностью которых является оказание медицинской помощи и медицинских услуг населению;

22) профилактика — комплекс медицинских услуг, направленных на формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения заболеваний (и их прогрессирования);

23) независимая экспертиза — процедура, проводимая в целях обеспечения прозрачности и объективности оценки деятельности физических и юридических лиц, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность;

24) независимый эксперт — физическое или юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке для проведения независимой экспертизы деятельности субъектов здравоохранения;

25) банк данных независимых экспертов — реестр физических и юридических лиц, аккредитованных в установленном порядке, имеющих статус и правомочия для осуществления независимой экспертизы;

26) гарантированный объем бесплатной медицинской помощи — единый по перечню медицинских услуг объем медицинской помощи, оказываемой гражданам Республики Казахстан, определяемый Правительством Республики Казахстан;

27) народная медицина (целительство) — совокупность накопленных народом эмпирических сведений о целительных средствах, а также лечебных и гигиенических приемов и навыков и их практическое применение для сохранения здоровья, предупреждения и лечения болезней.

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о здравоохранении

1. Законодательство Республики Казахстан о здравоохранении основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Основные принципы и задачи государственной политики в области здравоохранения

1. Основные принципы государственной политики в области здравоохранения:

1) отнесение здоровья населения к факторам обеспечения национальной безопасности;

2) соблюдение прав граждан в области охраны здоровья и обеспечение их государственными гарантиями;

3) доступность медицинской помощи населению независимо от социального и имущественного положения;

4) обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

5) государственное регулирование и государственный контроль в области охраны здоровья граждан на протяжении всей жизни;

6) социальная справедливость и равенство граждан в получении медицинской помощи;

7) отзывчивость системы здравоохранения на потребности граждан в области охраны здоровья;

8) ответственность государственных органов за создание условий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья граждан.

2. Основные задачи государственной политики в области здравоохранения:

1) обеспечение граждан Республики Казахстан гарантированным объемом бесплатной медицинской помощи;

2) обеспечение эффективности, безопасности и качества лекарственных средств;

3) обеспечение развития отечественной медицинской и фармацевтической промышленности;

4) обеспечение непрерывности и преемственности медицинского и фармацевтического образования с использованием современных технологий обучения;

5) установление нормативов финансирования при формировании республиканского и местных бюджетов в области здравоохранения;

6) преемственность действий медицинских организаций при оказании медицинской помощи;

7) установление стандартов в области здравоохранения;

8) государственная поддержка научно-исследовательской деятельности, информационных и коммуникационных систем в области здравоохранения;

9) оказание медицинской помощи в соответствии с современными достижениями медицинской науки и техники, новыми технологиями лечения;

10) организация и проведение мер по охране здоровья граждан социально уязвимых слоев населения, в том числе матерей, детей, инвалидов и пенсионеров;

11) предоставление статистической и иной информации о состоянии здоровья населения и факторах среды обитания;

12) осуществление государственного контроля за качеством и полнотой оказываемых медицинских услуг, а также соблюдением иных требований законодательства Республики Казахстан о здравоохранении;

13) развитие международного сотрудничества в области охраны здоровья граждан.

Статья 4. Система здравоохранения

1. Система здравоохранения в Республике Казахстан состоит из государственного и негосударственного секторов здравоохранения.

2. Государственный сектор здравоохранения состоит из государственных органов в области здравоохранения, организаций здравоохранения, научных организаций и организаций образования в области здравоохранения, основанных на праве государственной собственности.

Негосударственный сектор здравоохранения состоит из организаций здравоохранения, научных организаций, организаций образования в области здравоохранения, основанных на праве частной собственности, а также физических лиц, занимающихся частной медицинской практикой.

3. Государственное регулирование и государственный контроль за деятельностью системы здравоохранения осуществляет уполномоченный орган в области здравоохранения.

Глава 2. Государственное регулирование в области здравоохранения

Статья 5. Гарантии обеспечения прав граждан в области здравоохранения

Государство гарантирует гражданам Республики Казахстан:

1) получение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи;

2) равный доступ к первичной медико-санитарной помощи;

3) получение платной медицинской помощи в государственных и частных лечебных организациях, а также у физических лиц, занимающихся частной медицинской практикой;

4) санитарно-эпидемиологическое благополучие;

5) Исключен в соответствии с Законом РК от 07.07.06 г. № 171-III

6) качество, содержание и объем медицинской помощи, оказываемой на бесплатной и (или) платной основе по единым стандартам здравоохранения;

7) право на свободу предпринимательской деятельности в части оказания медицинской и врачебной помощи, производства и реализации фармацевтической продукции.

Статья 6. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области здравоохранения

Правительство Республики Казахстан:

1) разрабатывает основные направления государственной политики по развитию здравоохранения;

2) разрабатывает и обеспечивает реализацию программ в области здравоохранения, медицинской науки, медицинского и фармацевтического образования;

3) издает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты в области здравоохранения;

4) утверждает перечень гарантированного объема бесплатной медицинской помощи;

5) утверждает порядок осуществления контроля за качеством медицинских услуг;

6) обеспечивает получение гражданами гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, установленного настоящим Законом;

7) утверждает квалификационные требования и порядок лицензирования медицинской, врачебной и фармацевтической деятельности;

8) утверждает государственный норматив сети организаций здравоохранения в зависимости от плотности населения и отдаленности населенных пунктов;

9) определяет порядок аккредитации, аттестации, и подтверждения соответствия в области здравоохранения;

10) определяет порядок обеспечения лекарственными средствами граждан;

11) определяет порядок организации и проведения закупа лекарственных средств для оказания гарантированного объема бесплатной медицинской помощи;

12) определяет порядок закупа медицинских услуг по оказанию гарантированного объема бесплатной медицинской помощи;

13) утверждает типовую форму договора на оказание гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и платных услуг в организациях здравоохранения;

14) определяет порядок возмещения затрат медицинских организаций за счет бюджетных средств;

15) определяет систему и условия оплаты труда медицинских работников в государственных организациях здравоохранения.

16) утверждает технические регламенты в области здравоохранения.

Статья 7. Компетенция уполномоченного органа в области здравоохранения

Уполномоченный орган в области здравоохранения:

1) обеспечивает проведение государственной политики в области здравоохранения, медицинской и фармацевтической науки, медицинского и фармацевтического образования;

2) осуществляет руководство деятельностью подведомственных организаций здравоохранения;

3) назначает на должность и освобождает от должности руководителей подведомственных организаций, в том числе организаций образования и науки;

4) утверждает государственные общеобязательные стандарты и типовые учебные программы медицинского и фармацевтического образования;

5) реализует программы в области здравоохранения, медицинской и фармацевтической науки, медицинского и фармацевтического образования;

6) осуществляет межотраслевое сотрудничество в интересах здоровья граждан;

7) определяет порядок оказания медицинской помощи;

8) утверждает, за исключением технических регламентов, нормативные документы и формы учетно-отчетной документации в области здравоохранения;

9) разрабатывает и утверждает стандарты здравоохранения;

10) обеспечивает ведение государственного статистического учета и отчетности в области здравоохранения;

11) определяет порядок взаимодействия медицинских организаций;

12) определяет порядок проведения независимой экспертизы;

13) утверждает правила рекламы медицинских услуг, новых методов и средств профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации и определяет порядок выдачи разрешений на их рекламу;

14) разрабатывает и утверждает номенклатуру организаций здравоохранения, положения об их деятельности; номенклатуру и квалификационные характеристики медицинских и фармацевтических специальностей; структуру, типовые штаты и штатные нормативы организаций здравоохранения; нормативы объема и уровня медицинского обслуживания населения;

15) осуществляет государственный контроль за соблюдением стандартов здравоохранения, а также правил лицензирования по занятию медицинской, врачебной деятельностью, изготовлению и реализации лечебных препаратов (кроме выращивания, сбора и продажи лечебных продуктов животных, растений и трав, не содержащих наркотические средства и психотропные вещества);

16) обеспечивает развитие медицинской и фармацевтической науки и координирует научную деятельность в области здравоохранения;

17) определяет порядок проведения квалификационных экзаменов;

18) определяет порядок подготовки специалистов с послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием, повышения квалификации и переподготовки медицинских и фармацевтических кадров, в том числе за рубежом;

19) координирует деятельность субъектов здравоохранения независимо от ведомственной принадлежности;

20) обеспечивает создание и функционирование республиканской информационной и коммуникационной систем в области здравоохранения, в том числе в сфере обращения лекарственных средств;

21) обеспечивает оснащение подведомственных организаций здравоохранения;

22) разрабатывает и утверждает отраслевую систему поощрения;

23) дает заключение и принимает участие в лицензировании занятия деятельностью в области медицинского и фармацевтического образования;

24) размещает на конкурсной основе государственный образовательный заказ по медицинским и фармацевтическим специальностям;

25) размещает на конкурсной основе государственный образовательный заказ на повышение квалификации и переподготовку кадров здравоохранения;

26) определяет методику формирования тарифов и планирования затрат на медицинские услуги, оказываемые в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи;

27) осуществляет международное сотрудничество в области здравоохранения, в том числе медицинской науки и медицинского и фармацевтического образования;

28) утверждает тендерную документацию по закупке лекарственных средств и услуг для оказания гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.

29) разрабатывает технические регламенты.

Статья 7-1. Компетенция государственного органа по контролю в сфере оказания медицинских услуг

Государственный орган по контролю в сфере оказания медицинских услуг:

1) принимает нормативно-технические документы по вопросам оказания медицинских услуг;

2) осуществляет контроль в сфере оказания медицинских услуг;

3) осуществляет контроль за проведением медицинской экспертизы, за исключением санитарно-эпидемиологической экспертизы и экспертизы лекарственных средств;

4) осуществляет контроль за рекламой медицинских услуг, а также новых методов и средств профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, за исключением лекарственных средств;

5) осуществляет государственный контроль за соблюдением квалификационных требований и правил лицензирования в сфере медицинской деятельности;

6) осуществляет контроль за назначением лекарственных средств больным, находящимся на стационарном лечении в организациях здравоохранения;

7) осуществляет аккредитацию субъектов здравоохранения;

8) осуществляет аккредитацию физических и юридических лиц для проведения независимой экспертизы оценки деятельности субъектов здравоохранения;

9) формирует банк данных независимых экспертов из числа специалистов различных профилей;

10) организует и проводит государственную аттестацию научных организаций и организаций образования в области здравоохранения;

11) проводит аттестацию на профессиональную компетенцию руководителей местных органов государственного управления здравоохранением, республиканских организаций здравоохранения и их структурных подразделений, а также заместителей руководителей;

12) осуществляет лицензирование медицинской деятельности в части работ и услуг, выполняемых организациями республиканского значения, и экспертизы временной нетрудоспособности, судебно-медицинской, судебно-психиатрической и судебно-наркологической экспертизы;

13) проводит экзамен для специалистов с медицинским образованием на присвоение квалификационной категории;

14) осуществляет выдачу разрешений и контроль за применением в практике здравоохранения новых методов и средств профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, за исключением лекарственных средств;

15) утверждает перечень доклинических и клинических баз;

16) выдает удостоверения физическим лицам на занятие народной медициной (целительством);

17) определяет степень удовлетворенности граждан уровнем и качеством оказываемой медицинской помощи и медицинских услуг;

18) рассматривает жалобы граждан по вопросам качества оказанной медицинской помощи;

19) налагает административные взыскания на субъекты здравоохранения в пределах своей компетенции;

20) осуществляет координацию и контроль за внедрением новых методов и средств профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации;

21) участвует в международном сотрудничестве в сфере оказания медицинских услуг.

Статья 8. Компетенция органов местного государственного управления областей (города республиканского значения, столицы) в области здравоохранения

1. Местные представительные органы областей (города республиканского значения, столицы):

1) утверждают региональные программы в области здравоохранения и осуществляют контроль за их исполнением;

2) принимают решение о предоставлении социальной помощи работникам здравоохранения, проживающим в сельской местности, за счет бюджетных средств;

2-1) определяют систему мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, направленных для работы в сельскую местность, а также порядок и размеры оказания им социальной поддержки;

3) утверждают объем финансирования здравоохранения, определяют долю расходов на здравоохранение и медицинское образование при формировании соответствующих бюджетов;

4) принимают решение о предоставлении бесплатного или льготного проезда гражданам за пределы населенного пункта на лечение за счет бюджетных средств в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

5) Исключен в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III

2. Местные исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы):

1) реализуют государственную политику в области здравоохранения на соответствующей территории;

2) обеспечивают реализацию государственных программ в области здравоохранения на соответствующей территории;

3) обеспечивают реализацию региональных программ в области здравоохранения;

4) обеспечивают реализацию гражданами права на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи;

5) обеспечивают санитарно-эпидемиологическое благополучие населения;

6) создают местные органы государственного управления здравоохранением;

6-1) организуют контроль за кадровым обеспечением государственных организаций здравоохранения;

7) принимают меры по развитию сети организаций здравоохранения и их финансовому и материально-техническому обеспечению;

8) координируют деятельность государственного и негосударственного секторов здравоохранения;

9) Исключен в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III

10) обеспечивают оказание бесплатной медицинской помощи, лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения граждан при чрезвычайных ситуациях;

11) осуществляют межрегиональное и международное сотрудничество в области здравоохранения;

11-1) осуществляют лицензирование:

медицинской деятельности, за исключением работ и услуг, выполняемых организациями республиканского значения, и экспертизы временной нетрудоспособности, судебно-медицинской, судебно-психиатрической и судебно-наркологической экспертизы; фармацевтической деятельности, связанной с изготовлением и розничной реализацией лекарственных средств;

11-2) обеспечивают повышение квалификации и переподготовку медицинских и фармацевтических работников.

12) Исключен в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III

Статья 9. Компетенция местных органов государственного управления здравоохранением областей (города республиканского значения, столицы)

Местные органы государственного управления здравоохранением областей (города республиканского значения, столицы) в пределах своих полномочий:

1) реализуют государственную политику в области здравоохранения, медицинской науки и образования;

2) обеспечивают исполнение законодательства Республики Казахстан в области здравоохранения, медицинской науки и медицинского образования;

3) обеспечивают граждан медицинской помощью и лекарственными средствами в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи;

4) организуют и осуществляют мониторинг и контроль за деятельностью субъектов здравоохранения;

5) принимают меры по реализации законодательства Республики Казахстан в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

6) осуществляют закуп лекарственных средств и медицинских услуг для оказания гарантированного объема бесплатной медицинской помощи в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан;

7) организуют кадровое обеспечение организаций здравоохранения;

8) проводят аттестацию на профессиональную компетентность руководителей подведомственных государственных организаций здравоохранения;

9) обеспечивают оснащение государственных медицинских организаций;

10) обеспечивают создание и функционирование региональных информационных и коммуникационных систем в области здравоохранения, в том числе по управлению лекарственными средствами;

11) предоставляют клинические базы в государственных организациях здравоохранения, финансируемых за счет средств местного бюджета, для высших и средних медицинских учебных заведений;

11-1) Исключен в соответствии с Законом РК от 07.07.06 г. № 171-III

12) организуют и обеспечивают оказание бесплатной медицинской помощи, лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения граждан при чрезвычайных ситуациях;

13) организуют и координируют деятельность по подготовке и повышению квалификации специалистов в области здравоохранения;

14) организуют гигиеническое обучение и воспитание населения, пропаганду здорового образа жизни;

15) информируют население о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих;

16) взаимодействуют с общественными объединениями по вопросам охраны здоровья граждан.

17) Исключен в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III

Статья 9-1. Государственный контроль в сфере оказания медицинских услуг

1. Государственный контроль в сфере оказания медицинских услуг направлен на устранение нарушений и исполнение предписаний, выданных должностными лицами государственного органа в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

2. Должностные лица, осуществляющие государственный контроль в сфере оказания медицинских услуг, вправе:

1) беспрепятственно посещать (по предъявлении служебного удостоверения) объекты, в которых осуществляется предоставление населению медицинской помощи, в целях проверки выполнения норм законодательства Республики Казахстан о здравоохранении согласно установленным стандартам, утверждаемым уполномоченным органом в области здравоохранения;

2) выдавать предписания субъектам здравоохранения об устранении нарушений законодательства Республики Казахстан о здравоохранении;

3) запрашивать и получать от субъектов здравоохранения необходимую информацию по вопросам оказания медицинской помощи населению;

4) снимать копии с документов, необходимых для проведения контроля в сфере оказания медицинских услуг;

5) приостанавливать действие свидетельства об аккредитации сроком до шести месяцев, отзывать свидетельство об аккредитации и сертификат специалиста, вносить предложения о приостановлении действия лицензии для субъектов здравоохранения, лишении лицензии на осуществление медицинской деятельности;

6) в пределах своей компетенции рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания за нарушение законодательства Республики Казахстан о здравоохранении.

3. Решения, вынесенные должностными лицами, осуществляющими государственный контроль в сфере оказания медицинских услуг, обязательны для исполнения субъектами здравоохранения и могут быть обжалованы в вышестоящем органе или в судебном порядке.

4. Должностные лица, осуществляющие государственный контроль в сфере оказания медицинских услуг, вправе проводить следующие виды проверок:

1) плановая — заранее запланированная проверка, проводимая с учетом установленных законодательством Республики Казахстан временных интервалов по отношению к предшествующим проверкам;

2) внеплановая — проверка, проводимая в связи со сложившейся ситуацией, требующей немедленного реагирования на обращения, заявления физических и юридических лиц, поручения вышестоящего органа в целях устранения угрозы здоровью и жизни населения;

3) встречная — проверка, проводимая во внеплановом порядке в целях установления достоверности предоставленной либо получения дополнительной информации в отношении физического или юридического лица (филиала или представительства), с которым проверяемый субъект здравоохранения имел договорные обязательства либо иные правовые взаимоотношения;

4) рейдовая — проверка, охватывающая одновременно деятельность нескольких субъектов здравоохранения по вопросам соблюдения ими отдельных требований законодательства Республики Казахстан о здравоохранении;

5) совместная — проверка деятельности субъекта здравоохранения несколькими контролирующими органами по вопросам соблюдения законодательства Республики Казахстан о здравоохранении.

Статья 10. Лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности

Медицинская, врачебная и фармацевтическая деятельность подлежат лицензированию в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о лицензировании.

Статья 11. Аккредитация в области здравоохранения

1. Аккредитация в области здравоохранения осуществляется на основе внешней комплексной оценки деятельности субъектов здравоохранения и носит добровольный характер.

2. Субъектом аккредитации может быть физическое или юридическое лицо, соответствующее установленным стандартам аккредитации.

3. Независимые эксперты могут быть привлечены в установленном порядке для проведения экспертизы деятельности субъектов здравоохранения, аккредитации, аттестации и проведения квалификационных экзаменов в области здравоохранения.

Статья 12. Подтверждение соответствия в области здравоохранения

1. Подтверждение соответствия продукции, процессов, услуг осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

2. Документы в сфере подтверждения соответствия, выданные иностранным государством, признаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Статья 13. Стандарты здравоохранения

1. Стандарты здравоохранения являются обязательными для субъектов здравоохранения.

2. Стандарты здравоохранения не относятся к нормативным документам по стандартизации, регулирование которых осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о техническом регулировании.

Глава 3. Субъекты здравоохранения

Статья 14. Организации здравоохранения

В системе здравоохранения Республики Казахстан действуют следующие организации здравоохранения:

1) организации, оказывающие первичную медико-санитарную и консультативно-диагностическую помощь;

2) организации, оказывающие стационарную помощь;

3) организации скорой медицинской помощи;

4) организации здравоохранения, осуществляющие деятельность в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

5) организации здравоохранения, осуществляющие фармацевтическую деятельность;

6) научные организации в области здравоохранения;

7) организации образования в области здравоохранения;

8) организации здравоохранения, осуществляющие деятельность в области службы крови, судебной медицины;

8-1) организации здравоохранения, осуществляющие деятельность в области формирования здорового образа жизни;

9) иные организации здравоохранения, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

Статья 15. Физические лица, занимающиеся частной медицинской практикой

1. Физические лица вправе оказывать медицинскую помощь и медицинские услуги при наличии лицензии на занятие медицинской, врачебной и фармацевтической деятельностью.

2. Право на занятие частной медицинской практикой имеют физические лица с медицинским образованием соответствующего профиля и стажем работы не менее пяти лет по специальности, за исключением случаев, предусмотренных статьей 33 настоящего Закона.

Глава 4. Финансовое обеспечение системы здравоохранения

Статья 16. Источники финансового обеспечения системы здравоохранения

1. Финансовое обеспечение государственных организаций здравоохранения осуществляется за счет:

средств государственного бюджета;

средств медицинского страхования;

средств, полученных за оказание медицинских услуг на платной основе;

иных источников, не противоречащих законодательству Республики Казахстан.

2. Финансовое обеспечение негосударственных организаций здравоохранения осуществляется за счет:

средств государственного бюджета за оказание гарантированного объема бесплатной медицинской помощи;

средств медицинского страхования;

средств, полученных за оказание медицинских услуг на платной основе;

иных источников, не противоречащих законодательству Республики Казахстан.

3. Финансирование затрат на оказание гарантированного объема бесплатной медицинской помощи осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Статья 17. Формы финансирования организаций здравоохранения, оказывающих гарантированный объем бесплатной медицинской помощи

Финансирование организаций здравоохранения, оказывающих гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, осуществляется в следующих формах:

государственные медицинские учреждения — по индивидуальному плану финансирования;

организации здравоохранения, за исключением государственных учреждений, — на договорной основе с администраторами бюджетных программ по формам, определяемым Правительством Республики Казахстан;

организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь и имеющие прикрепленное население, — по подушевому нормативу.

Статья 18. Использование финансовых средств организаций здравоохранения

1. Финансовые средства системы здравоохранения направляются на:

возмещение затрат по оказанию бесплатного гарантированного объема медицинской помощи;

реализацию программ в области здравоохранения;

материально-техническое оснащение организаций здравоохранения;

приобретение жизненно важных лекарственных средств, крови и ее компонентов, вакцин и других иммунобиологических медицинских препаратов, а также медицинской техники и изделий медицинского назначения;

ликвидацию случаев и эпидемий инфекционных заболеваний;

подготовку и повышение квалификации медицинских и фармацевтических кадров;

развитие и внедрение достижений медицинской науки;

иные расходы, не противоречащие законодательству Республики Казахстан.

2. Порядок возмещения затрат медицинских организаций по оказанию гарантированного объема бесплатной медицинской помощи определяется Правительством Республики Казахстан.

3. Возмещение затрат производится с учетом результатов контроля качества и объема оказанной медицинской помощи, осуществляемого государственным органом по контролю в сфере оказания медицинских услуг, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Глава 5. Медицинская деятельность

Статья 19. Виды медицинской и фармацевтической деятельности в Республике Казахстан

В Республике Казахстан осуществляются следующие виды медицинской и фармацевтической деятельности:

1) медицинская помощь;

2) санитарная авиация;

3) санитарно-гигиеническая и противоэпидемическая;

4) пропаганда здорового образа жизни;

5) санаторно-курортная;

6) народная медицина (целительство);

7) служба крови;

8) судебная медицина;

9) в сфере обращения лекарственных средств;

10) научная в области здравоохранения;

11) образование в области здравоохранения;

12) иные виды деятельности, не запрещенные законодательством Республики Казахстан.

Основные и дополнительные виды деятельности государственных учреждений системы здравоохранения определяются в соответствии с их учредительными документами.

Статья 20. Медицинская помощь

1. Медицинская помощь осуществляется организациями здравоохранения и физическими лицами, занимающимися частной медицинской практикой.

2. Основными видами медицинской помощи являются:

1) доврачебная медицинская помощь;

2) квалифицированная медицинская помощь;

3) специализированная медицинская помощь;

4) высокоспециализированная медицинская помощь.

3. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи включает:

1) оказание первичной медико-санитарной помощи населению;

2) оказание скорой и неотложной медицинской помощи;

3) стационарную медицинскую помощь по направлению специалистов первичной медико-санитарной помощи и медицинских организаций;

4) оказание медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, по перечню, устанавливаемому Правительством Республики Казахстан;

5) дополнительные виды медицинской помощи, принимаемые в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Статья 21. Доврачебная медицинская помощь

1. Доврачебная медицинская помощь — медицинская помощь, оказываемая медицинскими работниками со средним медицинским образованием в целях профилактики, а также при заболеваниях, не требующих использования методов диагностики, лечения и медицинской реабилитации с участием врача.

2. Виды и объем доврачебной помощи определяются уполномоченным органом в области здравоохранения.

Статья 22. Квалифицированная медицинская помощь

1. Квалифицированная медицинская помощь — медицинская помощь, оказываемая медицинскими работниками с высшим медицинским образованием при заболеваниях, не требующих специализированных методов диагностики, лечения и медицинской реабилитации.

2. Порядок оказания квалифицированной медицинской помощи определяется уполномоченным органом в области здравоохранения.

Статья 23. Специализированная медицинская помощь

1. Специализированная медицинская помощь — медицинская помощь, оказываемая профильными специалистами при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и медицинской реабилитации.

2. Специализированная медицинская помощь оказывается многопрофильными организациями здравоохранения в форме первичной медико-санитарной и консультативно-диагностической или стационарной медицинской помощи.

3. Виды и объем специализированной медицинской помощи устанавливаются уполномоченным органом в области здравоохранения и местными органами государственного управления здравоохранением областей (города республиканского значения, столицы).

Статья 24. Высокоспециализированная медицинская помощь

1. Высокоспециализированная медицинская помощь — медицинская помощь, оказываемая профильными специалистами при заболеваниях, требующих использования новейших технологий диагностики, лечения и медицинской реабилитации в медицинских организациях, определяемых уполномоченным органом в области здравоохранения.

2. Координация деятельности медицинских организаций, оказывающих высокоспециализированную медицинскую помощь, осуществляется уполномоченным органом в области здравоохранения.

3. Виды и объем высокоспециализированной медицинской помощи устанавливаются уполномоченным органом в области здравоохранения.

Статья 25. Восстановительное лечение и медицинская реабилитация

1. Восстановительное лечение и медицинская реабилитация оказываются гражданам, страдающим врожденными и приобретенными заболеваниями, последствиями острых, хронических заболеваний и травм.

2. Восстановительное лечение и медицинская реабилитация проводятся в организациях здравоохранения, организациях системы социальной защиты населения, а также в санаторно-курортных организациях.

3. Виды и объем восстановительного лечения и медицинской реабилитации устанавливаются уполномоченными органами в области здравоохранения и в области социальной защиты населения.

Статья 26. Формы предоставления медицинской помощи

Медицинская помощь может предоставляться в следующих формах:

1) скорая медицинская помощь;

2) первичная медико-санитарная помощь;

3) консультативно-диагностическая помощь;

4) стационарная помощь;

5) стационарозамещающая помощь;

6) санаторно-курортное лечение.

Статья 27. Скорая медицинская помощь

1. Скорая медицинская помощь — форма предоставления медицинской помощи при возникновении заболеваний и состояний, требующих экстренной медицинской помощи для предотвращения существенного вреда здоровью или устранения угрозы жизни.

2. Для оказания скорой медицинской помощи создаются специализированные организации и службы скорой медицинской помощи в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

3. Скорая медицинская помощь гражданам Республики Казахстан, иностранцам и лицам без гражданства, находящимся на ее территории, оказывается бесплатно за счет средств государственного бюджета.

4. Организациям скорой медицинской помощи запрещается заниматься платными услугами.

Статья 28. Исключена в соответствии с Законом РК от 07.07.06 г. № 171-III

Статья 28-1. Первичная медико-санитарная помощь

1. Первичная медико-санитарная помощь — доврачебная или квалифицированная медицинская помощь без круглосуточного медицинского наблюдения, включающая комплекс доступных медицинских услуг, оказываемых на уровне человека, семьи и общества:

1) диагностику и лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний;

2) санитарно-гигиенические, противоэпидемические мероприятия и профилактику заболеваний;

3) гигиеническое обучение и воспитание населения, охрану семьи, материнства, отцовства и детства;

4) разъяснительную работу по безопасному водоснабжению и рациональному питанию населения.

2. Первичная медико-санитарная помощь оказывается следующими специалистами: участковыми терапевтами, педиатрами, акушерами-гинекологами, врачами общей практики, фельдшерами, акушерами, медицинскими сестрами.

3. Деятельность организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, строится по территориальному принципу в целях обеспечения доступности медицинской помощи гражданам по месту их жительства и (или) прикрепления с учетом права свободного выбора медицинской организации.

4. Виды, объем, порядок оказания первичной медико-санитарной помощи, а также порядок прикрепления граждан к организациям первичной медико-санитарной помощи устанавливаются уполномоченным органом в области здравоохранения.

5. Организация первичной медико-санитарной помощи осуществляется органами местного государственного управления в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Статья 28-2. Консультативно-диагностическая помощь

1. Консультативно-диагностическая помощь — специализированная или высокоспециализированная медицинская помощь без круглосуточного медицинского наблюдения.

2. Порядок оказания консультативно-диагностической помощи устанавливается уполномоченным органом в области здравоохранения.

Статья 29. Стационарная помощь

1. Стационарная помощь — форма предоставления квалифицированной, специализированной и высокоспециализированной медицинской помощи с круглосуточным медицинским наблюдением.

2. Стационарная помощь оказывается в организациях здравоохранения, в соответствии с направлением их деятельности, определяемой лицензией. Порядок деятельности организации здравоохранения, оказывающей стационарную помощь, определяется уполномоченным органом в области здравоохранения.

3. Объем и виды медицинской помощи в организации здравоохранения, оказывающей стационарную помощь, определяются уполномоченным органом в области здравоохранения.

4. Организации здравоохранения, оказывающие стационарную помощь, обеспечивают гражданам соответствующий уход и питание.

5. Стационарная помощь в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи оказывается в пределах планируемого количества случаев госпитализации (предельных объемов), определяемых уполномоченным органом в области здравоохранения.

Статья 30. Стационарозамещающая помощь

1. Стационарозамещающая помощь — форма предоставления доврачебной, квалифицированной, специализированной и высокоспециализированной медицинской помощи с медицинским наблюдением продолжительностью от четырех до восьми часов в течение дня.

2. Порядок деятельности стационарозамещающих отделений, их профили и объем оказываемой в них медицинской помощи устанавливаются уполномоченным органом в области здравоохранения.

Статья 31. Организация службы санитарной авиации

1. Для оказания экстренной медицинской помощи гражданам в труднодоступных местностях в Республике Казахстан предусматривается служба санитарной авиации.

2. Порядок организации деятельности службы санитарной авиации определяется Правительством Республики Казахстан.

Статья 32. Санаторно-курортное лечение

1. Санаторно-курортное лечение — форма предоставления медицинской помощи по профилактике и медицинской реабилитации с использованием природно-климатических, физиотерапевтических и других лечебных факторов.

2. Уполномоченный орган в области здравоохранения определяет перечень заболеваний и расстройств здоровья, при которых показано санаторно-курортное лечение.

3. Санаторно-курортные организации, оказывающие медицинскую помощь, осуществляют свою деятельность на основании лицензии.

4. Гражданам предоставляются путевки для санаторно-курортного лечения в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Статья 32-1. Пропаганда здорового образа жизни

Пропаганда здорового образа жизни является видом оказания медицинской деятельности и включает в себя формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний и укрепление здоровья населения путем информационного обеспечения, гигиенического обучения и воспитания населения в вопросах предупреждения болезней, связанных с образом жизни граждан.

Пропаганда здорового образа жизни обеспечивается субъектами здравоохранения при координации и методическом руководстве уполномоченного органа в области здравоохранения.

Мероприятия по пропаганде здорового образа жизни, профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения проводятся уполномоченным органом в области здравоохранения совместно с другими заинтересованными министерствами, международными организациями с участием общественных объединений.

Статья 33. Народная медицина (целительство)

1. Право на лечение методами народной медицины (целительством) имеют лица с медицинским образованием при наличии соответствующей лицензии.

В виде исключения могут выдаваться лицензии на лечение методами народной медицины (целительством) лицам без медицинского образования в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

2. Проведение сеансов массового целительства, в том числе с использованием средств массовой информации, запрещается.

3. Исключен в соответствии с Законом РК от 12.01.07 г. № 222-III

4. Оказание услуг народной медицины (целительства) контролируется уполномоченным органом в области здравоохранения.

5. Лица, незаконно занимающиеся народной медициной (целительством), несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

Статья 34. Основания и порядок получения платной медицинской помощи

1. Платные медицинские услуги оказываются государственными и частными медицинскими организациями, физическими лицами, занимающимися частной медицинской практикой, при соответствии профиля заболевания и лицензии на занятие медицинской и врачебной деятельностью.

2. Виды платных услуг и прейскурант цен на них доводятся до сведения граждан через наглядную информацию в государственных и частных медицинских организациях и у физических лиц, занимающихся частной медицинской практикой.

3. Цены на медицинские услуги, оказываемые на платной основе, определяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

4. Ведение учетно-отчетной медицинской документации при оказании платных услуг гражданам осуществляется по формам, установленным уполномоченным органом в области здравоохранения.

5. Организация здравоохранения несет ответственность за своевременное и качественное оказание платных медицинских услуг гражданам с момента их обращения в порядке, установленном законами Республики Казахстан.

6. Условия и порядок оказания платных услуг в организациях здравоохранения, а также порядок использования средств от платных услуг, осуществляемых государственными организациями здравоохранения, определяются Правительством Республики Казахстан.

Статья 34-1. Порядок оказания платных услуг государственными учреждениями системы здравоохранения

1. Платные услуги сверх гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, а также немедицинского характера оказываются санитарно-эпидемиологическими, туберкулезными, психоневрологическими учреждениями, органами судебной экспертизы системы здравоохранения, лепрозориями.

2. Средства от реализации товаров и услуг, предоставляемых санитарно-эпидемиологическими, туберкулезными, психоневрологическими учреждениями, органами судебной экспертизы системы здравоохранения, лепрозориями, используются в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.

Глава 5-1. Организация медицинской помощи населению

Статья 34-2. Организация медицинской помощи населению

1. Организация медицинской помощи населению осуществляется уполномоченным органом в области здравоохранения, местными органами государственного управления здравоохранением области (города республиканского значения, столицы), оказание медицинской помощи — субъектами здравоохранения в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

2. Субъекты здравоохранения обязаны обеспечивать:

1) оказание качественной медицинской помощи в соответствии с лицензией;

2) применение методов диагностики, профилактики и лечения, а также лекарственных средств, разрешенных уполномоченным органом в области здравоохранения;

3) готовность к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;

4) проведение профилактических медицинских мероприятий по предупреждению, диагностике и лечению заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также профессиональных заболеваний;

5) предоставление гражданам бесплатной, оперативной и достоверной информации о формах и видах медицинской помощи;

6) соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и норм, гигиенических нормативов;

7) взаимодействие и преемственность с другими организациями здравоохранения;

8) пропаганду здорового образа жизни и гигиеническое обучение населения;

9) ведение первичных медицинских документов, представление отчетов по формам, видам, в объеме, порядке и в сроки, которые установлены уполномоченными органами в области здравоохранения и государственной статистики;

10) сообщение соответствующим государственным органам в области здравоохранения о случаях инфекционных заболеваний, отравлений, психических и поведенческих расстройств, представляющих опасность для окружающих, а органам внутренних дел — сведений о лицах, обратившихся по поводу свежих травм, ранений, криминальных абортов, а также о случаях заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Глава 6. Медицинская экспертная деятельность

Статья 35. Виды медицинской экспертизы

1. В Республике Казахстан осуществляются следующие виды медицинской экспертизы:

1) экспертиза качества медицинских услуг;

2) экспертиза временной нетрудоспособности;

3) Исключен соответствии с Законом РК от 07.07.06 г. № 171-III

4) военно-врачебная экспертиза;

5) судебно-медицинская, судебно-психиатрическая и судебно-наркологическая экспертизы;

6) санитарно-эпидемиологическая экспертиза;

7) экспертиза лекарственных средств;

8) научно-медицинская экспертиза.

Могут осуществляться другие виды медицинской экспертизы в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.

2. Медицинская экспертиза является составной частью обеспечения охраны здоровья граждан.

3. Аккредитацию экспертов, проводящих медицинскую экспертизу, осуществляет уполномоченный орган в области здравоохранения.

4. Порядок организации и проведения военно-врачебной экспертизы утверждается Правительством Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Статья 36. Экспертиза качества медицинских услуг

1. Экспертиза качества медицинских услуг — совокупность организационных, аналитических и практических мероприятий, осуществляемых для вынесения заключения по уровню качества медицинских услуг, предоставляемых физическими и юридическими лицами.

2. Экспертиза качества медицинских услуг проводится государственным органом в сфере оказания медицинских услуг и (или) независимыми медицинскими экспертами.

3. Экспертиза качества медицинских услуг включает в себя:

1) определение объема и качества оказываемой медицинской помощи, обоснованности размеров финансирования медицинских организаций;

2) определение соответствия уровня квалификации медицинских работников требованиям отраслевых нормативов;

3) определение соответствия укомплектованности медицинским оборудованием установленным нормативам;

4) обеспечение защиты прав граждан в области охраны здоровья;

5) определение степени удовлетворенности граждан уровнем и качеством оказываемых медицинской помощи и медицинских услуг;

6) Исключен в соответствии с Законом РК от 12.01.07 г. № 222-III

7) выявление причин оказания некачественных медицинских услуг, принятие мер по их устранению и совершенствованию оказания медицинской помощи.

4. Порядок организации и проведения экспертизы качества медицинских услуг устанавливается уполномоченным органом в области здравоохранения.

5. Заключение экспертизы качества медицинских услуг может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Статья 37. Экспертиза временной нетрудоспособности

1. Экспертиза временной нетрудоспособности граждан проводится врачами медицинских организаций или врачебной комиссией в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

2. В отдельных случаях по решению местных органов государственного управления здравоохранением областей (города республиканского значения, столицы) экспертиза временной нетрудоспособности граждан в медицинских организациях государственного сектора может быть поручена работнику со средним медицинским образованием.

Статья 38. Исключена соответствии с Законом РК от 07.07.06 г. № 171-III

Статья 39. Военно-врачебная экспертиза

1. Военно-врачебная экспертиза проводится для установления годности по состоянию здоровья к воинской или специальной, приравненной к воинской, службе, а также для определения причинной связи заболеваний, увечий (ранений, травм, контузий) и смерти у граждан в связи с прохождением ими воинской или специальной службы (военных сборов).

2. Организация и проведение военно-врачебной экспертизы осуществляются в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

3. В случае заведомо неправильного установления степени годности по состоянию здоровья к воинской службе, повлекшей ухудшение здоровья гражданина, инвалидность или смерть, лицо или лица, ответственные за принятое решение, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

4. Исключен соответствии с Законом РК от 07.07.06 г. № 171-III

Статья 40. Судебно-медицинская, судебно-психиатрическая и судебно-наркологическая экспертизы

1. Судебно-медицинская, судебно-психиатрическая и судебно-наркологическая экспертизы проводятся в медицинских организациях государственного сектора здравоохранения органами судебной экспертизы.

2. Гражданин или его законный представитель имеет право ходатайствовать перед органом, назначившим судебно-медицинскую, судебно-психиатрическую или судебно-наркологическую экспертизы, о включении в состав экспертной комиссии соответствующего специалиста с его согласия.

3. Порядок организации и производства судебно-медицинской, судебно-психиатрической и судебно-наркологической экспертиз определяется законодательством Республики Казахстан.

4. Заключение судебно-медицинской, судебно-психиатрической и судебно-наркологической экспертиз может быть обжаловано в суд в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Статья 41. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза

1. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза является составной частью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

2. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза проводится организациями санитарно-эпидемиологической службы в соответствии с законодательством Республики Казахстан о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и обеспечивает:

1) комплексную оценку влияния объектов окружающей среды обитания на санитарно-эпидемиологическую ситуацию, здоровье населения;

2) исследование причин и условий возникновения заболеваний и отравлений людей;

3) оценку соответствия принимаемых решений в процессе хозяйственной или иной деятельности требованиям санитарно-гигиенических правил, гигиенических нормативов.

Статья 42. Экспертиза лекарственного средства

1. Экспертиза лекарственного средства — исследование или испытание лекарственного средства на предмет его безопасности, эффективности и качества путем проведения физико-химических, биологических, доклинических испытаний, клинических исследований, определения биоэквивалентности, а также изучение нормативных документов, представленных к регистрации лекарственного средства, в порядке, установленном уполномоченным органом в области здравоохранения.

2. Оценку безопасности, эффективности и качества лекарственных средств осуществляют организации на основе экспертизы лекарственного средства в соответствии с нормативными документами на них в порядке, установленном уполномоченным органом в области здравоохранения.

3. Экспертизу проводит организация, не принимавшая непосредственного участия в разработке и производстве лекарственного средства, определяемая уполномоченным органом.

Статья 43. Научно-медицинская экспертиза

1. Объектами научно-медицинской экспертизы являются:

1) проекты программ фундаментальных и прикладных научных исследований;

2) республиканские целевые научно-медицинские программы;

3) результаты завершенных научно-медицинских программ и проектов;

4) научные работы, выдвигаемые на соискание государственных наград Республики Казахстан;

5) научно-медицинские разработки, планируемые для внедрения в практику здравоохранения.

2. Порядок проведения научно-медицинской экспертизы определяется уполномоченным органом в области здравоохранения.

Глава 7. Фармацевтическая деятельность

Статья 44. Государственное регулирование фармацевтической деятельности

1. Государственное регулирование фармацевтической деятельности осуществляют:

Правительство Республики Казахстан;

уполномоченный орган в области здравоохранения;

местные органы государственного управления здравоохранением областей (города республиканского значения, столицы).

2. Государственное регулирование фармацевтической деятельности осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, путем проведения:

1) государственной регистрации лекарственных средств;

2) лицензирования фармацевтической деятельности;

3) подтверждения соответствия лекарственных средств;

4) аттестации физических лиц, осуществляющих фармацевтическую деятельность;

5) государственного контроля за фармацевтической деятельностью;

6) процедуры утверждения уполномоченным органом:

списка основных (жизненно важных) лекарственных средств;

перечня видов заболеваний и отдельных категорий населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства, специализированное лечебное питание по рецептам отпускаются бесплатно или на льготных условиях.

Статья 45. Государственная система контроля безопасности и качества лекарственных средств

1. Государственному контролю подлежат лекарственные средства, произведенные на территории Республики Казахстан и ввозимые на ее территорию.

2. Государственная система контроля безопасности и качества лекарственных средств включает:

государственный орган, осуществляющий руководство в области фармацевтической деятельности;

научно-исследовательские организации, институты, центры, лаборатории для разработки, исследований и испытаний безопасности, эффективности и качества лекарственных средств;

экспертные комиссии по оценке безопасности, эффективности и качества лекарственных средств;

информационную систему о лекарственных средствах;

центр по экспертизе лекарственных средств.

Глава 8. Научная деятельность в области здравоохранения

Статья 46. Субъекты научной деятельности в сфере здравоохранения

1. Научной организацией в области здравоохранения (далее — научная организация) является юридическое лицо, осуществляющее в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных кадров в области здравоохранения.

2. Научные организации подразделяются на научно-исследовательские организации (научно-исследовательские институты, научные центры), высшие медицинские организации образования и иные организации, занимающиеся научно-медицинской деятельностью.

3. Научные организации могут заниматься медицинской и образовательной деятельностью в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

В области медицинской науки и образования доплата за ученые степени кандидата наук, доктора философии (PhD) и доктора наук устанавливается следующим лицам:

1) педагогическим работникам медицинских организаций образования в соответствии с законодательством Республики Казахстан об образовании;

2) научным работникам медицинских научных организаций, выполняющих научные программы в соответствии с законодательством Республики Казахстан о науке.

4. Регулирование отношений с участием субъектов научной деятельности в области здравоохранения устанавливается законодательством Республики Казахстан.

Статья 47. Координация научной деятельности в области здравоохранения

1. Формирование приоритетов научных разработок фундаментального и прикладного характера, координацию республиканских программ в области научного обеспечения охраны здоровья граждан, разработку концепции медицинской науки осуществляет уполномоченный орган в области здравоохранения.

2. Уполномоченный орган в области здравоохранения выступает учредителем научных организаций.

3. Финансирование программ научных исследований осуществляется за счет бюджетных средств и иных не запрещенных законодательством Республики Казахстан источников финансирования.

4. Уполномоченный орган в области здравоохранения осуществляет комплексную экспертизу научных программ в области здравоохранения.

Глава 9. Образование в области здравоохранения

Статья 48. Образовательная деятельность в области здравоохранения

1. Задачами образовательной деятельности в области здравоохранения являются подготовка профессиональных научно-педагогических, медицинских и фармацевтических работников для системы здравоохранения, переподготовка и повышение их квалификации.

2. Образовательная деятельность в области здравоохранения осуществляется в высших, средних медицинских организациях образования и на медицинских факультетах организаций образования в соответствии с законодательством Республики Казахстан при наличии клинических баз и необходимого потенциала для обеспечения высокого качества специализированной подготовки. Финансирование образовательной деятельности осуществляется из источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.

3. Для лиц, освоивших образовательные программы высшего и послесреднего медицинского и фармацевтического образования, основанием для занятия ими должностей в медицинских организациях является диплом государственного образца, по клиническим специальностям — удостоверение государственного образца, подтверждающее окончание интернатуры, сертификата специалиста.

4. Послевузовское медицинское и фармацевтическое образование включает резидентуру, магистратуру и докторантуру. Правила обучения в резидентуре утверждаются уполномоченным органом в области здравоохранения.

5. Уполномоченный орган в области здравоохранения обеспечивает систему планирования подготовки специалистов с послесредним, высшим и послевузовским образованием с учетом потребностей.

Статья 49. Квалификационные экзамены в области здравоохранения

1. Квалификационные экзамены для специалистов в области здравоохранения проводятся в целях определения готовности лиц, имеющих высшее или послесреднее медицинское или фармацевтическое образование, к осуществлению профессиональной медицинской, врачебной или фармацевтической деятельности.

2. Первый квалификационный экзамен без присвоения категории проводится после завершения обучения в интернатуре, а для средних медицинских работников — после завершения обучения в колледже. Квалификационные экзамены проводятся через каждые пять лет. К очередному квалификационному экзамену специалист допускается при условии повышения квалификации за последние пять лет в организациях здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую образовательную деятельность.

3. По результатам проведения квалификационных экзаменов для специалистов в области здравоохранения выдается документ об уровне квалификации (сертификат специалиста) установленного образца сроком действия на пять лет.

4. Запрещается занятие врачебной деятельностью физическим лицом без наличия соответствующего сертификата специалиста, а также с истекшим сроком его действия.

Статья 50. Присяга врача Республики Казахстан

1. Выпускники высших медицинских учебных заведений, обучавшиеся по медицинским специальностям, принимают присягу врача Республики Казахстан.

2. Текст присяги врача Республики Казахстан утверждается Правительством Республики Казахстан.

Глава 10. Права и обязанности медицинских и фармацевтических работников

Статья 51. Права и обязанности медицинских и фармацевтических работников

1. Медицинские и фармацевтические работники имеют право на:

обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности;

повышение своего квалификационного уровня за счет средств государственного бюджета или работодателя, если являются работниками организаций негосударственного сектора здравоохранения, не менее одного раза в пять лет;

переподготовку за счет бюджетных средств или работодателя в случаях высвобождения работников в связи с сокращением численности штата или ликвидации организаций здравоохранения;

возмещение вреда, причиненного их здоровью или имуществу в связи с исполнением трудовых обязанностей, в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан;

беспрепятственное и бесплатное использование средств связи, принадлежащих организациям или гражданам, а также любого имеющегося вида транспорта для перевозки гражданина в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни;

возмещение транспортных расходов, связанных с разъездным характером деятельности, в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

поощрение за выполнение своих профессиональных обязанностей на высоком качественном уровне;

защиту своей профессиональной чести и достоинства.

2. Повышение квалификации и переподготовка научно-педагогических кадров государственных организаций здравоохранения осуществляются за счет бюджетных средств, средств работодателя, собственных средств, а также за счет других источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.

3. Медицинским и фармацевтическим работникам организаций государственного сектора здравоохранения, работающим в сельской местности и поселках городского типа, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

возмещение расходов на коммунальные услуги и топливо за счет бюджетных средств в размерах, установленных местными представительными органами областей (города республиканского значения, столицы);

имеющие скот в личной собственности обеспечиваются кормами, земельными участками для пастьбы скота и сенокошения по решению местных представительных и исполнительных органов.

4. Медицинские и фармацевтические работники обязаны:

содействовать профилактике заболеваний и укреплению здоровья граждан, оказывать медицинскую помощь;

оказывать неотложную медицинскую помощь населению в экстренных случаях;

проводить работу по пропаганде медицинских знаний и здорового образа жизни среди населения;

соблюдать требования профессиональной этики, хранить врачебную тайну, не разглашать сведения о болезнях, интимной и семейной жизни граждан;

постоянно повышать профессиональный уровень.

Статья 52. Трудовые отношения работников организации здравоохранения

1. Оплата труда работников государственных организаций здравоохранения осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

2. Квалификационные требования к должностям работников организаций здравоохранения определяются уполномоченным органом в области здравоохранения в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

3. Трудовые отношения работников организаций здравоохранения регулируются трудовым законодательством Республики Казахстан.

Глава 11. Заключительные положения

Статья 53. Международное сотрудничество в области здравоохранения

1. Органы государственного управления здравоохранением, организации здравоохранения имеют право осуществлять международное сотрудничество и внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан и международными договорами.

2. Порядок и условия направления граждан Республики Казахстан на лечение за рубежом определяются Правительством Республики Казахстан.

Статья 54. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

Президент
Республики Казахстан
Н. НАЗАРБАЕВ



Добавить комментарий

Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+7



Страница обновлена: 24 октября 2014